ВНИМАНИЕ: Это устаревшая версия страницы. Информация на ней может не соответствовать текущему положению вещей.
Общие вопросы
Основа всех математических дисциплин, которые вы будете изучать на старших курсах, включая криптографию и теорию кодирования. В первом семестре затрагиваются: теория множеств, комбинаторика, теория чисел, системы счисления. С 2011-го года в программу дисциплины были также добавлены основы архитектуры ЭВМ, логического устройства компьютера, вычислительных сетей.
Лекции — раз в неделю, семинары — тоже раз в неделю, лабораторные работы — в течение сентября, консультации — по обстоятельствам, в среднем раз в неделю. К сожалению, количество семинаров уменьшилось в полтора раза по сравнению с 2010-м годом и ранее, но зато увеличилось количество лекций, так что времени для освоения материала хватит.
Нет, информатику все четыре группы изучают по одному плану, равно как и остальные предметы. Различия в программах начинаются с третьего курса.
Согласно
Правилам внутреннего распорядка, учащиеся
обязаны посещать занятия. Я отсутствующих отмечаю, и другие преподаватели тоже. Теоретически, вы можете изучать материал самостоятельно и приходить только для сдачи д/з, к/р и прочих контрольных мероприятий, если вас к этому времени не отчислят за систематические прогулы.
Нет, это дело добровольное. Приходите, если возникли вопросы или если хотите переписать контрольную / сдать д/з.
Как вам удобнее. Можете даже выбрать толщину тетради так, чтобы хватило и на следующий семестр (информатика у вас продолжится весной).
Задачи, которые я задаю в конце каждого семинара, вы решаете исключительно для себя, для тренировки. Сдавать тетради на проверку не нужно. А значит, и заводить отдельную тетрадь смысла нет.
Нет, вуз — не школа. Но я помечаю тех, кто активно работал на занятии (участвовал в решении задач), и эти пометки к концу модуля могут превратиться в несколько дополнительных баллов.
Дифференцированным зачётом, т. е. зачётом с оценкой. Это примерно равносильно экзамену.
База данных, в которой хранится успеваемость всех студентов МГТУ, включая посещаемость и оценки за экзамены. Она расположена по адресу
http://eu.bmstu.ru/, но доступна только из локальной сети университета (например, с кафедральных компьютеров). Данные вносят преподаватели, а для просмотра информации авторизация не нужна, можно зайти на сайт гостем.
В принципе, для сдачи зачёта достаточно того, что преподаётся на лекциях и семинарах. Для самостоятельной проработки материала можете воспользоваться моим учебным пособием (Зайцева А. В., «
Информатика»). Комбинаторику можно изучать углублённо по
Виленкину, свойства биномиальных коэффициентов — по книге Грэхема, Кнута и Паташника «
Конкретная математика» (кстати, последняя, возможно, ещё пригодится на старших курсах).
В печатном виде — пока нигде. Его нет ни в библиотеке, ни тем более в магазинах. Два года назад маленьким тиражом была напечатана бета-версия, выдавалось по несколько экземпляров на группу. Сейчас книга существует только в электронном виде.
Нет. Во-первых, оно, конечно,
freeware, но не
open source. Во-вторых, исходник в *.DOC весит почти семь мегабайт и требует установки дополнительных надстроек и математических шрифтов, в то время как сконвертированная в DjVu версия в пятнадцать раз легче и открывается в любой читалке (пользователи Windows могут воспользоваться, например,
WinDjView). DjVu — очень распространённый формат электронных книг, поэтому читалку в любом случае установить рекомендую, если вы этого ещё не сделали: пригодится для открытия других учебников.
Модульно-рейтинговая система
Модульно-рейтинговая (кредитно-модульная, блочно-модульная) система популярна в Европе, но только начала вводиться в Бауманке: те, кто пошёл на первый курс в сентябре 2011-го, оказались первопроходцами. Суть системы в том, что дисциплина делится на логически завершённые блоки, т. н. модули, и студент отчитывается не один раз в конце семестра, а в конце каждого модуля. Считается, что МРС позволит искоренить известный принцип «От сессии до сессии живут студенты весело», мотивировав их прилежно заниматься на протяжении всего семестра.
Разумеется, нет. В конце модуля может быть проведён некий рубежный контроль, но вообще-то результат освоения студентом модуля складывается из текущих форм контроля.
В зависимости от дисциплины, это могут быть лабораторные работы, типовые домашние задания, контрольные работы, рефераты, разделы курсового проекта. Учитывается также активность студента на семинарах. За все эти мероприятия начисляются баллы.
Конкретно по теоретической информатике вас ожидают: в первом модуле — четыре лабораторные работы, во втором — одна к/р и одно д/з, в третьем — одна к/р. См. также
информацию о дисциплине и
описание контролей.
Каждый модуль позволяет набрать некоторое максимальное число баллов (в сумме за семестр — всегда 100). Как правило, модуль засчитывается, если набрано не менее 60% от максимального количества (например, 12 баллов из 20), но в каждой дисциплине могут быть свои границы. См. также
информацию о дисциплине.
Модуль будет засчитан, но на хорошую оценку «автоматом» в конце семестра вам вряд ли можно надеяться.
В течение одной недели после окончания модуля вы имеете право (хотя и не обязаны) по согласованию с преподавателем досдать / пересдать контроли во время консультации. Если и со второй попытки баллов не хватит для прохождения модуля, он будет считаться несданным. Само по себе это не страшно (не влияет на стипендию и на шанс получить отличную оценку на экзамене), но вы лишаетесь права на «автомат», а кроме того, несдача большого количества модулей по разным дисциплинам может служить основанием для отчисления уже в середине семестра.
Если вы болели или была другая уважительная причина для несдачи контролей, то по согласованию с деканатом и преподавателем вы можете отработать задолженности (т. е. сдать контроли) позже, и в случае успеха модуль вам будет засчитан (т. е. вы сохраняете право на «автомат»).
Пересдавать контроль можно только если не был набран необходимый минимум. Пересдача с целью повышения количества баллов не допускается.
Если у вас пройдены все модули, то накопленное количество баллов по 100-балльной шкале пересчитывается в предварительную оценку за экзамен по 4-балльной шкале (от 2 до 5) в соответствии с определёнными правилами. Для теоретической информатики были выбраны следующие критерии:
От 60 до 74 баллов — «удовлетворительно» (3).
От 75 до 89 баллов — «хорошо» (4) при условии успешного выполнения всех текущих контролей (в частности, всех лабораторных работ). В противном случае вы имеете право получить «автоматом» оценку «3».
От 90 до 100 баллов — «отлично» (5) при условии выполнения всех текущих контролей (в т. ч. лабораторных работ) не менее, чем на оценку «хорошо» (75% от максимально возможного количества баллов за контроль). В противном случае (например, если одна из к/р написана на 17 баллов из 25, что примерно соответствует оценке «3») вы имеете право получить «автоматом» оценку «4».
Если вас устраивает предварительная оценка, выразите согласие в письменной форме, и вам проставят эту оценку в ведомость и зачётную книжку.
Приходите на экзамен, предварительно сообщив в деканат о своих намерениях. Вы ничем не рискуете, поскольку набранные за семестр баллы являются «несгораемой суммой». Например, если по баллам выходило «3», а, придя на экзамен, вы откровенно «поплыли», то двойку вам не поставят, полу́чите свою тройку.
Контрольные работы
Чем угодно. Калькулятором, конспектами лекций и семинаров, даже учебниками и ноутбуками. Поскольку проверяется не только правильность ответа, но и ход решения, вариант «набросать программу, осуществляющую полный перебор» или «упростить формулу с помощью MathCAD» вас всё равно не спасёт.
Пересдавать контроль можно только если не был набран необходимый минимум (обычно это 60% от максимально возможного количества баллов). Пересдача с целью повышения количества баллов (например, вы за к/р набрали 15 баллов из 25, а хотите все 25) не допускается.
На консультации. Расписание консультаций обговаривается на протяжении семестра.
Переписывать придётся с нуля. Тем более что структура того варианта, который вы получите при переписывании, может отличаться от первого.
Набранные баллы не сгорают. Но и повторно давать баллы за то же самое — не комильфо. Скорее всего, будет выбрано большее значение из двух, и вы останетесь со своими десятью баллами. А вообще, по обстоятельствам.
Домашнее задание
Формально оно выдаётся на 6-й неделе, т. е. вскоре после начала второго модуля. Но вы можете
посмотреть задания и приступить к выполнению в любой момент, если знаете свой порядковый номер в группе.
Сайт совместим даже с Internet Explorer 6, да и китайские иероглифы не используются, так что подобная ситуация маловероятна, но если и правда видите квадратики вместо символов,
свяжитесь со мной, и я вышлю вам ваш вариант.
Действительно, оформление при вставке в MS Word может серьёзно сбиться (степень искажений зависит от браузера). Лучше распечатывайте страницу прямо с сайта — стили настроены так, что все лишние элементы автоматически скрываются.
Типовое домашнее задание (не путать с еженедельными д/з) оформляется так, чтобы его можно было сдать на проверку: например, в отдельной тонкой тетради или на скреплённых листах. Можно в рукописном виде, можно в печатном. Главное, чтобы оно было читаемо и не рассыпа́лось на отдельные страницы. И, конечно, ход решения задач должен быть расписан подробно, стиль «Дано: (…) Очевидно, что ответ равен (…)» не принимается!
Крайний срок защиты — 13-я неделя (конец второго модуля). Это означает, что сдать д/з вы должны раньше, чтобы я успела его проверить и вернуть вам.
Короткая беседа с преподавателем, в ходе которой он удостоверяется, что домашнее задание вы выполняли самостоятельно (или, по крайней мере, разбираетесь в теме). Вам зададут теоретические вопросы и/или элементарные задачи, на которые вы должны отвечать практически не раздумывая (т. н. «блиц-опрос»).
На консультации. После того, как наберёте необходимый минимум (18 баллов из 30).
Д/з не будет засчитано, пока вы не ответите на вопросы преподавателя. Кроме того, за защиту вам могут накинуть несколько дополнительных баллов.
Задачи, решённые менее чем наполовину, можно перерешать и сдать повторно в той же тетради (чтобы пометки преподавателя сохранились).
Допустим, за шесть задач д/з вы получили: 2 из 3, 0 из 10, 3 из 6, 3 из 3, 1 из 3 и 4 из 5 баллов, соответственно.
Тогда исправить вы можете вторую и пятую.
Подготовьтесь получше и попробуйте снова. Если и со второго раза не получится, д/з (как текущий контроль) вам засчитано не будет, хотя баллы сохранятся и пойдут в «общую копилку». Это означает, что на хорошую оценку «автоматом» вам рассчитывать не придётся, даже если вы за семестр наберёте достаточно баллов.
Зачёт
Можно сказать, что список тем, которые нужно знать, совпадает с оглавлением пособия. Есть ещё
примерный список вопросов к зачёту.
Как правило, нужно только знать формулы и уметь их применять. Однако, если студент «поплыл», преподаватель может предложить вывести формулу с нуля.
Для тех, кто не получил зачёт автоматом, он проходит примерно так же, как и
два года назад.
Контакты
Периодически (раз в две-три недели) я рассылаю всем интересующимся результаты контрольных работ, информацию о консультациях, а также различные дополнительные материалы. На самом деле, мне нужно только по одному адресу от каждой группы (как правило, это староста или другое ответственное лицо), но, если не хотите дожидаться, пока вам перешлют письмо, и если у вас безлимитный трафик, я могу и вас включить в список рассылки.
Мой основной ящик — тот, что на bmstu.ru. Рассылку я устраиваю с GMail’овского аккаунта (логин является моей фамилией в неком подобии немецкой транскрипции), т. к. Гугл более лоялен к большому количеству адресатов в заголовке. Не пишите на GMail, я его редко проверяю.
Во-первых, я в студенческие сообщества не вмешиваюсь, а во-вторых, мне удобнее делать рассылку по электронной почте: там и вложение файлов, и поддержка HTML.
В те годы, когда социальных сетей не было, некоторые поступали вот как: заводили общий ящик, пароль сообщали всем студентам группы / потока, а преподавателям давали только адрес. Можете сделать так же.
Для автоматического подсчёта номера варианта, количества успешных контролей и прочих сведений используются функции из надстройки «Пакет анализа». Она входит в дистрибутив MS Office 2003, но по умолчанию не ставится. Можно доустановить её прямо из Excel через меню Сервис → Надстройки.
Также обратите внимание, что таблицы используют т. н. «условное форматирование», раскрашивающее ячейки в различные цвета в зависимости от значения. Это форматирование может не отображаться при онлайн-просмотре файла в Google Mail и аналогичных сервисах, поэтому для просмотра документа рекомендуется использовать MS Excel.
Таблица обновляется крайне редко, потому что импорт данных ещё не налажен. Пользуйтесь оригинальной Экселевской версией. Если по какой-то причине она у вас не открывается, попросите старосту сделать скриншот.
Вкладка «Посещаемость»
. — был на семинаре.
н — не был на семинаре.
Вкладка «Контрольные»
— контрольная написана на «отлично» (от 90% баллов).
— контрольная написана на «хорошо» (от 75% баллов).
— контрольная написана на «удовлетворительно» (от 60% баллов).
— контрольная не засчитана.
н — студент отсутствовал.
Серым цветом указывается номер варианта.
Тильда ~ ставится в ту ячейку, где предусмотрена вторая попытка, если студент с первой попытки справился.